Советы музыкального руководителя

Рекомендации родителям по охране детского голоса и слуха (консультация для родителей)

Уважаемые родители, в детском саду мы учим говорить детей спокойным тоном, без крика – что важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, так как они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми. Помните - нельзя петь на улице в сырую и холодную погоду.

Многие дети поют не достаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха, а является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.

Для развития слуха и голоса ребенка ему полезно больше читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет песенки-потешки – народные мелодии, очень простые и доступные для воспроизведения.

Также необходимо охранять и детский слух. Обязательно надо следить, чтобы в жизни ребенка было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему, притупляет слух ребенка. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно. Пусть лучше ребенок послушает или посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их.

Каждый ребенок имеет детскую библиотечку. И было бы неплохо, если бы вы собрали небольшую фонотеку – диски с записями доступных детям музыкальных произведений, детских песен, классической музыки. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса вашего ребенка.

Хорошо, если вы будете слушать музыку вместе с детьми, восполнять свои знания, умножать свои впечатления от музыки. Совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга следует всячески поощрять, ведь он способствует их духовному развитию!

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы ( успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях ( например, на рок – концертах) побуждает к разрушительным действиям.

Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу на берегу моря, в саду или в другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом - причиняют человеку вред.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего и влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем – либо, произнесенный спокойным, мягким голосом, помогает ребенку примириться с неудовлетворенностью его желания.

Подготовила музыкальный руководитель Максимова Светлана Михайловна.

Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития ребёнка

Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями ( колыбельные, пестушки и т. д.) В детском саду музыкальный багаж обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие «взаимодействие», предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации?

Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устроение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет социально – экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи.

Сближение педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Но на практике родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных детей для дальнейшего развития их таланта в будущем.

Еще до встречи с родителями необходимо обследовать ребенка. Тогда опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ, так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители могут сами провести обследование ребенка дома. А педагоги ДОУ – предложить инструмент для анализа музыкальных способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга. Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру, которая помогает раскрыть его знания и умения.

Одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музыкального руководителя и педагогов ДОУ является праздник. Общеизвестно, что именно праздник - одно из самых любимых мероприятий родителей.

Напрашивается вопрос: почему построение социального партнерства с родителями воспитанников необходимо начинать с подготовки и проведения праздников?

Во-первых, необходимо осознать, что праздник- это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами ДОУ. Праздник позволяет каждому человеку проявить свою компетентность.

Во-вторых, праздник, с точки зрения родителей, близок к праздникам в рамках семейных традиций и предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников.

В-третьих, на празднике присутствует публичность выступления, и если достижения ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений.

Следующий вопрос: как привлечь родителей к участию в разработке сценария, подготовке костюмов, атрибутов и т. д.

Этой работой в ДОУ, на мой взгляд, могут заниматься заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родительский комитет. Заведующая доводит до сведения родителей, что их участие в создании сценария праздника, костюмов, декораций и в самом проведении праздника является обязательным требованием повышения качества работы с детьми. Их участие позволит обогатить эту деятельность новыми идеями, включить большее количество исполнителей для повышения зрелищности мероприятия.

Бесспорно, нельзя рассчитывать на то, что ДОУ обеспечит компетентное решение всех вопросов по музыкальному развитию, которые возникают в соответствии с запросами родителей. Для того что бы устранить данное противоречие, необходимое взаимодействие сотрудников ДОУ с педагогами социальной сферы (музыкальных школ, художественных студий, клубов и пр.)

Существует много форм взаимодействия с родителями. Это и родительские собрания, конференции, консультация, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа родителей.

Родителям и педагогам важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).

Подготовила музыкальный руководитель Максимова Светлана Михайловна.

 


Печать E-mail