Страничка педагога-психолога

Рекомендации родителям особого ребёнка

  1. Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим жить дальше. Помните, все ваши «чёрные мысли» и страхи ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  2. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой как все. И не ругайте за это.
  3. Дарите ребёнку свою любовь, но помните, что другие члены семьи тоже в ней нуждаются.
  4. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребёнку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  5. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не ощущал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
  6. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если его состояние позволяет, давайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребёнка заботиться о других.
  7. Стимулируйте приспособительную активность ребёнка, развивайте навыки самообслуживания, помогайте в поисках скрытых возможностей.
  8. Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  9. Чаще разговаривайте с ребёнком, ведь ни компьютер, ни ТВ не заменят общение с близкими людьми. 
  10. Создавайте условия для общения вашего ребёнка со сверстниками.
  11. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Делитесь и обменивайтесь опытом. Это важно не только для вас, но и для ребёнка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу вы, прежде всего, помогаете себе!
  12. Воспитывайте в себе новые качества: наблюдательность, терпение, самообладание.
  13. Помните, что будущее вашего ребёнка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте всё возможное для того, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрировался на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи при необходимости.
  14. Помните, ребёнок взрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к жизни, к будущему.

Педагог-психолог Гаранина Н.С.

Список использованной литературы

  1. ФГООС ДОО
  2. В.И.Савченко. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДОО
  3. В.В.Кисова. Особенности использования продуктивной деятельности в коррекционной работе по формированию саморегуляции у дошкольников с ЗПР//Психолог в детском саду.2010.№3
  4. В.В,Кисова. Диагностика и становление способности к саморегуляции у старших дошкольников//Психолог в детском саду.2006.№1
  5. С.Д.Забрамная. От диагностики к развитию
  6. И.Л. Арцышевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
  7. Е.А.Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста
  8. Л.И.Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
  9. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Мастер сказок

Особенности эмоционального развития детей с ЗПР

Составила: Шабалова О.В. педагог- психолог

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии

  1. неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности
  2. проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов
  3. появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Игры на развитие эмоциональной сферы у дошкольников

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»( с 5 лет )

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ОПИШИ ДРУГА» ( с 5 лет )

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет )

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет )

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»( с 5 лет )

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет )

Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» ( с 5 лет)

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет )

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

- Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

«РИСОВАНИЕ»( с 5 лет )

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

Учить детей вежливости

Вежливость – не роскошь, но необходимость, ключ к общению с другими людьми и миром в целом, важнейшее условие выстраивания личности ребёнка. И родителям нужно учить вежливости ребёнка с самого раннего детства. Как этому учить?

 
Своим примером: ребёнок никогда не поймёт, что нужно думать о других, если он видит, что родители совершенно не принимают их (или его самого) в расчёт.
 
Обучать ребёнка правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как со своими приятелями); надо с уважением относиться к их имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит)
 
Напоминать малышу о смысле вежливости, а главное – о пользе, которую она приносит: в цивилизованном мире жить приятнее, чем в дикости. «Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали с тобой…»
 
Следить за соблюдением правил вежливости в повседневной жизни, не только «на людях». И дома, и вне дома (это очень важно).И наказывать его, если зная правило, ребёнок всё же его нарушает.

А если дети чужие?

Можно ли напомнить чужому ребёнку о правилах вежливости, если он их игнорирует? Это было бы неплохо. Ведь если взрослый, столкнувшись с невежливостью, молчит, это воспринимается ребёнком как одобрение.
 
Напомнить о вежливости проще, если ребёнок один, ситуация осложняется если он с родителями. Риск не только в том, что может возникнуть перебранка, неприятная сама по себе («Какое Вам дело?»). Важно, как ребёнок воспримет замечание. Он может ощутить его как принижение родителей, их неспособность научить его тому, что другим хорошо известно.

Зачем говорить…

«Пожалуйста»…Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское « жаловати» значит «дарить что-то из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны.
 
Он сделает это…если захочет.
 
«Спасибо»…Другой, у которого есть свои собственные желания, не обязан был делать то,, что сделал. Таким образом мы ему говорим, что признаём его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем подарить ему что-то хорошее («благодарю»)
 
«Добрый день»…Пожелание доброго дня не просто знак симпатии. Оно означает: «Я признаю твоё существование. Ты значим, ты присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя приветствую»
 
«До свидания»…Прощание означает: «Я провёл с тобой какое-то время. Наша встреча на этом  заканчивается, но она значима для меня.Так что я надеюсь… свидеться с тобой снова!»
 
Информация подготовлена педагогом-психологом МБДОУ «Детский сад №384»  Гараниной Н.С.

Семья на пороге школьной жизни

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

Чтобы ребенку было легче освоиться в школе, подготовку к первому классу нужно начинать заранее. Постарайтесь сделать так, чтобы будущий первоклассник заранее познакомился с особенностями школьной жизни и принимал активное участие в подготовке к учебному году. Ведь если человек знает, что он в состоянии влиять на ситуацию, ему легче справиться с серьезными переменами в своей жизни.

Возьмите ребенка с собой в магазин, когда надо будет приобрести школьные принадлежности. Пусть он сам выберет себе пенал, ранец, ручки и тетрадки. Ненавязчиво направляйте выбор ребенка, объясняйте, что ему пригодится, а что нет, чем удобнее будет пользоваться — так он будет постепенно осваивать мир школьных вещей.

Расскажите о распорядке дня школьника, об уроках и переменах, о необходимости выполнять домашние задания.

Постарайтесь привлекать внимание ребенка к практическим деталям — что и как он будет делать. Помните — иногда то, что кажется нам, взрослым, само собой разумеющимся, для детей далеко не очевидно. Спросите, что он сам хотел бы узнать о школе. Не удивляйтесь, если вопрос будет задан спустя несколько дней детям нужно время, чтобы «переварить» информацию.

Если ваш ребенок ходил в детский сад, ему будет легче освоиться с распорядком школьной жизни. Если же нет, объяснений потребуется больше, к новым порядкам придется привыкать с первых дней в школе. Объясните ребенку важность учебы, расскажите о том, что он узнает много интересного и многому научится.

Ваше отношение к школе будет определять и отношение к ней ребенка, поэтому, прежде чем начать беседовать о школе, вспомните приятные моменты из своей школьной жизни, учителей, которые вам помогали, и разговаривайте с ребенком, основываясь на этом положительном опыте.

Начало учебного года требует повышенного внимания родителей. Можно сказать без преувеличения, что от вашей помощи ребенку в первой четверти и особенно в первый месяц учебы будет во многом зависеть его школьная жизнь. Вселяйте в ребенка веру в себя, поддерживайте в трудной ситуации.

Учите конструктивно относиться к ошибкам и неудачам, объясняйте, что на ошибках учатся и что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Критические замечания могут лишить ребенка уверенности в себе, а это скажется и на всем его отношении к учебе.

Перед началом учебного года можно зайти с ребенком в школу, попросить показать класс, где он будет учиться. Чем больше будет для него знакомого, ожидаемого, тем ему будет легче.

Если у ребенка есть какие-либо особенности, которые важно учитывать в школьной жизни (заикание, плохое зрение, леворукость) сообщите об этом лично учителю до начала учебного года.

Важную роль играет режим дня первоклассника. Прежде всего надо следить за тем, чтобы ребенок рано ложился спать, для этого возраста подходящее время отхода ко сну — 21.00-21.30. Если ребенок ложился спать позже, вам необходимо перевести его на новый режим, мотивируя это именно потребностями школьной жизни. Можно сказать так: «Тебе надо будет рано вставать, тебе’ потребуется много сил для учебы, тебе столько предстоит узнать интересного, так многому научиться что, конечно же, надо спать побольше». Переходить на другой режим лучше за одну-две недели до начала занятий в школе. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы первоклассник проводил больше времени на свежем воздухе.

Будущий первоклассник должен иметь

  • развитое наглядно-образное мышление (уметь работать с конструктором, поделочными материалами);
  • достаточный для его возраста уровень развития внимания (уметь концентрироваться на выполняемом задании в течение 10-15 мин);
  • развитую моторику кистей и пальцев рук (уметь работать с ножницами, цветной бумагой и карандашами, делать аппликации и рисовать);
  • развитую зрительную и слуховую память, необходимую для запоминания с первого раза инструкции педагога к заданию и удержания ее в процессе всего выполнения заданий;
  • достаточный для его возраста уровень развития словесно-логического мышления (уметь сравнивать предметы, устанавливать последовательность событий, проводить аналогии, делать выводы, обобщать);
  • мотивационную готовность к обучению в школе.

Будущий первоклассник должен обладать

  • навыком выполнения деятельности произвольно и по образцу;
  • коммуникативными навыками (уметь общаться со сверстниками, строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения);
  • навыком саморегуляции (уметь справляться со своими отрицательными эмоциями, переживать неудачи);
  • способностью к элементарной, но адекватной оценке результатов своего труда;

Будущий первоклассник должен знать

свое имя, отчество и фамилию; день своего рождения; — свой адрес (в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и в какой квартире);имена, отчества и фамилии членов семьи, их профессии;правила поведения в общественных местах и на улице.

Как относиться к оценкам?

Очень важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог. В этой связи от взрослых требуется:

  • объективно оценивать результаты работы будущего школьника сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находитьпричины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
  • выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему; выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов; поддержать само стремление к творчеству и трудолюбию .

Памятка для родителей будущего первоклассника

«О правильной осанке»

  1. Осанка формируется под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды — питания, одежды, мебели.
  2. Воспитание правильной осанки — важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе.
  3. Необходимо следить за позой ребенка, положением спины, плечевого пояса и ног. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно, и газовый обмен в организме. Необходимо проверить позы, которые принимают дети во время гимнастики, рисования, настольных игр и игр в песочном дворике, где они подолгу просиживают на корточках.
  4. Во время ходьбы ребенок должен идти не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).
  5. Бегать ребенок должен непринужденно, со свободными движениями рук.
  6. Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).
  7. При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.
  8. Кроме упражнений в основных движениях можно выполнять упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращайте внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При раскачивании прямых рук спереди назад нужно требовать, чтобы «маятник» качался равномерно. При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову, добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка, на которую надо посмотреть.

Подготовила: педагог-психолог
Шабалова Ольга Витальевна


Чтобы научить ребенка чему-нибудь или добиться от него определенного поведения, родители должны каким-то образом показать ему, что хорошо (какое поведение они одобряют), а что — плохо (какие действия они осуждают).

Это можно сделать двумя путями. Либо наказывать ребенка за проступки, ошибки, которые он совершает — т.е. использовать «отрицательное подкрепление» (нахмуривание, шлепок, лишение какого-то блага, невнимание к ребенку, выговор).Второй вариант — это поощрять его достижения, награждать за успехи (похвалой, лаской, подарком), т.е. использовать «положительное подкрепление».

К чему приводит отрицательное подкрепление? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми, а, во-вторых, ребенок даже если и усваивает, как поступать нельзя, то он ничего при этом способе обучения не узнает о правильном поведении (если так поступать нельзя, то как можно?).

Кроме того, ожидание наказания может подавить проявление ребенком инициативы, активности. Ребенок будет бояться самостоятельно принимать решения, браться за новое дело, так как у него будет преобладать мотивация «избегание неудач», а не достижения успеха. Все это может значительно усложнить жизнь малыша в будущем.

Психологами экспериментально доказано, что положительное подкрепление гораздо эффективнее, так как оно сразу формирует необходимое поведение. Все внимание при таком типе обучения сконцентрировано на достигаемых успехах.

Родителям надо иметь ввиду, что положительным подкреплением для ребенка может быть не только ваше внимание и материальное вознаграждение, то также и положительные эмоции, которые ваш малыш получает, когда достигает поставленной цели, когда видит, что у него что-то получается.

Поэтому обучение необходимо строить таким образом, чтобы ребенок осваивал материал небольшими порциями. Тогда у него будет возможность регулярно получать подкрепление. Для того чтобы сформировать необходимое поведение, надо увеличивать критерии такими ступенями, чтобы ребенку легко давалось постоянное улучшение результатов.

Для этой цели можно порекомендовать так называемое «обучение с конечной стадии». Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом — помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом — наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать...Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него «все получилось», видя результаты своего труда.

Важно знать, что подкрепление не должно как запаздывать, так и даваться быстро. Так, похвала обучаемого, который находится в процессе выполнения задания, может привести к расслаблению последнего; запоздалое подкрепление не будет иметь того эффекта, которого можно добиться, подкрепляя вовремя.

Еще одно условие успешного обучения: в конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются отдельно, обучение пойдет гораздо быстрее.

И последнее. Занимаясь с ребенком, не заканчивайте урок без положительного подкрепления. Лучше всего прекращать работу на достигнутом успехе.

Подготовила: педагог-психолог
Шабалова Ольга Витальевна

Адаптация к детскому саду

Что делать, чтобы у ребёнка не возник страх остаться в детском саду без мамы

  1. Задолго до прихода в ДОУ начинайте готовить ребёнка к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости и на детские праздники в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых площадках.
  2. Наблюдайте за ребёнком — как он себя ведёт в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «как тебя зовут?», «во что ты играешь?», «смотри, что у меня есть», «давай играть вместе». Если ребёнок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения.
  3. До первого дня прихода в группу, побывайте на площадке д/с, побудьте некоторое время с детьми и воспитателями, при этом комментируйте всё, что видите и слышите; чаще посещайте групповую площадку в вечернее время, чтобы ребёнок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно в этом месте играть.
  4. При знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своём ребёнке, его привязанностях и особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как ребёнок привык дома есть, засыпать, проводить время.
  5. В первые дни посещения группы побудьте с ребёнком( до прогулки, до обеда), не оставляйте его сразу надолго в д/с, а ограничьтесь парой часов. В последующие две недели не приходите поздно и не оставляйте ребёнка на полный день — это для него тяжело.
  6. После 1-2 дней присутствия в группе с ребёнком научитесь легко, но коротко расставаться с ним. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте ребёнка резко от себя, попросите воспитателя помочь вам переключить внимание малыша на что-нибудь интересное.

Что делать, если страх разлуки всё же возник

  1. Разделите чувства ребёнка, примите его страх как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
  2. Не вините, не ругайте и не наказывайте его за страхи.
  3. Проанализируйте своё поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
  4. Выясните дома, почему ребёнок боится идти в группу, это можно сделать с помощью игры в «д/с», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребёнка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в д/с, какое у неё заветное желание.
  5. Обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребёнка — упал, подрался, опрокинул горшок или посуду, плохо или крайне избирательно ест, долго не засыпает, обидели дети и т.п.
  6. Если возможно, проконсультируйтесь с психологом д/с, попросите его выйти в группу, понаблюдать за ребёнком и его взаимоотношениями.
  7. Объясните ребёнку доступно, почему вы оставляете его в д/с, что полезного и интересного его там ждёт.
  8. мамиными духами платочек, в который можно уткнуться, если ребёнок заскучает.
  9. Если это согласуется с правилами д/с, принесите для ребёнка подушечку-думочку, с которой можно посидеть в обнимку, цветной прикроватный коврик (хорошо, если это сделано руками мамы или бабушки) — в этих вещах частичка дома или домашнего запаха, дорогой для ребёнка символ семьи.
  10. Если страх ребёнка и отношение психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трёх недель, смените того, кто приводит ребёнка в д/с, — это может привести к достаточно быстрому положительному результату. Хорошо если ребёнка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тёти или дяди, братья или сёстры).

Как учить детей в цифровую эпоху

Приобщать ребёнка к цифровой технике нужно с учётом его возраста.

Нейропсихологи рекомендуют следующее:

До 3 лет: никаких экранов

Маленькому ребёнку совершенно ни к чему сидеть перед экраном — для развития его познавательных способностей необходим весь спектр ощущений: не только визуальные, но и тактильные, слуховые. Для него полезнее игрушки, которые он может трогать, и сказки, которые ему рассказывают.

До 6 лет: никаких приставок

Как только ребёнок знакомится с компьютерными играми, они занимают всё его внимание в ущерб другим видам деятельности. Лучше отдать предпочтение интернет-приложениям, где в игровой форме предлагаются задания на развитие внимания, памяти, зрительного восприятия (например,codnifit.com/ru/codnifit-for-kids).Это важно для подготовки старших дошкольников к школе.

До 9 лет: контролируемый интернет

Ребёнок должен запомнить три основных правила: всё, что мы оставляем в интернете, может попасть в публичный доступ; всё останется там навечно; и ко всему, что мы там находим, надо относиться с осторожностью. Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребёнка сайтов.

До 12 лет: никаких социальных сетей

Доступ в интернет должен предоставляться в соответствии с правилами пользования, а, главное — в часы, ограниченные родителями. Не надо ставить компьютер в комнате ребёнка. Хорошо, чтобы родители сами владели компьютером и могли просматривать в браузере «историю посещений» ребёнка. Это позволяет не столько контролировать, сколько понять сферу его интересов.

Старше 12 лет: предупреждать о рисках

Не оставляйте ребёнку неограниченный доступ в интернет ночью, в его комнате. Поговорите с ним о скачивании материалов, о плагиате, порнографии и сексуальных домогательствах ( преследованиях). Не включайте его в число «друзей» на Facebook. В целом работа за компьютером или просмотр телевизора — это не отдых или развлечение, а нагрузка, и детей, которые быстро утомляются, надо ещё больше ограничивать в этих занятиях.

Жизнь без стрессов: пять шагов к переменам

Рассуждая об идеальной жизни, люди в первую очередь выражают потребность в том, чтобы дальнейшее существование не было омрачено бесконечной чередой стрессов. Но, увы, если наша цель — идти в ногу со временем, то избежать их воздействия никак не удастся. Зато вполне возможно побороть последствия стрессовых ситуаций.

Итак, скорость движения по жизни стремительно увеличивается. Нам постоянно не хватает времени и сил на то, чтобы сделать небольшую передышку. И вроде бы всё происходящее вполне устраивает, только вот организм пребывает в состоянии стресса, а это не лучшим образом отражается на здоровье и внешнем виде. Учёные уже давно пришли к выводу, что тёмные круги под глазами, тусклый цвет лица, ранние морщины — не что иное, как последствия насыщенного рабочего графика и того, что надо «непременно успеть сделать сегодня». Не дайте вашей собственной жизни пройти мимо вас! Существует достаточно много способов " разгрузить" голову и снять напряжение. Йога, дыхательная гимнастика, ароматерапия, витаминные комплексы, поддерживающие красоту и здоровье нашего тела изнутри.

Двигаясь в этом направлении шаг за шагом, постепенно, можно научиться по-настоящему заботиться о себе и восстанавливать резервы организма абсолютно естественным путём.

Не завышайте планку

Возможно, некоторые ваши цели в области питания, красоты, фигуры, карьерных достижений слишком обременяют вас и именно поэтому так сложны для достижения? Истязать себя и означает «быть к себе слишком требовательным».

Осознавайте свои движения

Совершая самые простые жесты — одеваясь, умываясь, накладывая крем, — намеренно замедлите ритм и обратите внимание на то, какие ощущения доставляют вам эти движения. Действуя механически, мы забываем о своём теле и всё чаще склонны им пренебрегать.

Отведите время удовольствию

День в неделю или час в сутки в своём расписании дел стоит «забронировать» для себя. Используйте это время по собственному вкусу — в активном действии или праздности. Чашка чая, час на чтение под уютным пледом, сеанс массажа или пробежка в парке — посвящая время себе, продолжайте отмечать свои эмоции и мысли, в том числе и не совсем приятные (чувство вины, напряжение, невозможность сосредоточиться на удовольствии).

Найдите компанию

Имеет смысл создать своё общество хорошего самочувствия, найти единомышленников. Бег, фитнес, баня, танцы — заниматься любыми телесными практиками вдвоём или в группе гораздо эффективнее, потому что это даёт постоянное ощущение поддержки. И, кстати, помогает поддерживать регулярность занятий.

Хвалите себя

Но не за «правильные дела» на пользу окружающих, а за проявление заботы, за любой знак внимания, который вы оказываете себе.

Хорошо обращаться с собой большинству из нас непросто, а потому каждый из этих маленьких поступков становится огромным шагом к внутренней свободе!

Спокойствие, только спокойствие!

Не нервничайте из-за того, что вы нервничаете, потому что нервничать — совершенно нормально. Если бы не было стрессов, не было бы самой жизни. Всё, любое событие, (родили ребёнка, завели кота, поменяли работу, сели на диету, порвали колготки, выиграли в лотерею) — это стресс. Другое дело, как мы на стрессы реагируем. А действительно, как? Предлагаем вам ответить на вопросы нашего теста.

Вы умеете одновременно...
А.Читать газету и есть — это максимум
Б.Разговаривать по телефону с боссом, заказывать мебель по Интернету и есть шоколадку
В.Вам в принципе трудно сосредоточиться, вы очень неусидчивы
Работа вредит вашему здоровью, потому что...
А.Вы только что порезались бумагой
Б.Ваше зрение испортилось настолько, что теперь нужны очки
В.Вы страдаете от бессонницы, выпадения волос, спазма жевательной мышцы и непонятно откуда взявшихся морщин

Для вас важно контролировать...
А.Зачем мне это надо?
Б.Выбор ресторана, куда вы с мужем пойдёте отмечать годовщину свадьбы
В.Всё — от начала и до конца, а если это не удаётся, вы выходите из себя

Вы начинаете паниковать, когда...

А. Дома отключается Интернет
Б.Опаздываете к врачу из-за дикой пробки или когда день рождения выпадает на середину загруженной недели
В.Как только проснётесь

Ваше сердцебиение, как правило...

А.Напомните мне, где находится сердце?
Б.Иногда учащается, но быстро приходит в норму
В.Тахикардия, аритмия — от чего там ещё помогает валокардин?

Беспокойные мысли крутятся у вас в голове...

А.Когда вы на полдороге на работу вспоминаете, что забыли дома мобильный
Б.Когда вы пытаетёсь заснуть
В. Постоянно, но на третьем бокале шампанского отпускает

Когда вы чувствуете напряжение, вы...

А.Делаете глоток коньяка и довольно скоро расслабляетесь
Б.Стараетесь занять себя: убираете квартиру, идёте в спортзал, готовите ужин
В.Принимаете 2-3 штучки «Афабазола»

Вы простужаетесь...

А.Не помню, когда это было в последний раз
Б.Раз или два в год
В.Довольно часто: как минимум раз в два месяца

Кофе вы пьёте, когда...

А.Не выспались и нужно срочно взбодриться
Б.Кофеин входит в состав моего антицеллюлитного крема
В.Пять чашек эспрессо в день — для меня норма

У вас обычно болит голова...

А.На следующее утро после корпоратива
Б.Когда меняется погода
В.По вечерам, где-то после шести

Вас мучают сомнения, когда...

А.Купить или не купить третий по счёту плащ Marni
Б.Вы никак не можете решить, рожать или не рожать второго ребёнка
В.Вы в принципе привыкли сомневаться по любому поводу

Вы способны радоваться жизни...

А.Всегда. Лови момент!
Б.Когда светит солнце, отдых на море и повышение зарплаты
В.Только на море через неделю после приезда

Вам бывает страшно...

А.Когда вы смотрите «ужастик»
Б.Когда вы смотрите на курс рубля к доллару
В.В последнее время вам кажется, что вот-вот случится нечто ужасное
В основном «А»
Спокойна как танк

Вы настолько расслаблены, что это пугает даже вашего доктора. Скоро он посоветует вам курить или пить больше кофе. Имейте в виду, что стресс в небольших количествах придаёт жизни здоровый тонус — стимулирует иммунную систему. В общем, пора встряхнуться!
В основном «Б»
Неврастеник (умеренный)

Вы вспыльчивая, но отходчивая, умеете держать себя в руках. А скрытые неврозы — они есть у всех. В любом случае, курс тайского массажа или абонемент в бассейн вам не повредят.

В основном «В»

Воздушная тревога

У вас приступы паники случаются не реже, чем ломаются ногти. Надо что-то делать! Пока вы будете искать хорошего психотерапевта, попробуйте ароматерапию. Эфирное масло поднимает настроение и расслабляет: это знала ещё Клеопатра. В последние годы ароматерапия перешла из разряда «лечение на дому» в разряд вполне серьёзной антистрессовой терапии. Особенно эффективны для лечения тревожных расстройств ромашка и лаванда

Гаджеты и мир современного ребёнка

«А куда сейчас без них?» — вздыхают родители, и покупают своему ребёнку планшет и/или телефон. А уж если в первый класс идёт — непременно покупают. Действительно, современных детей окружают «умные» вещи. Иной малыш умеет обращаться со смартфоном ещё до того как научиться ходить или говорить, причём со скоростью, недоступной его родителям.

Современные дошкольники много знают, но мало. Они живут в обилии информации, а это всего лишь знание о..., но не способность сделать. Мир заполнен не только техникой и вещами, но и людьми. Люди — это эмоции, умение чувствовать другого человека, умение общаться. Умеют ли общаться дети? Сейчас у детей больше шансов найти друзей в Сети, чем запросто «законтачить» с реальными сверстниками. Если даже контакт состоялся, то темы для игр и бесед тоже — компьютерные или мультяшные персонажи.

Игры с предметами-заменителями уходят в прошлое, сейчас ведь полным-полно «готовых» игрушек. А значит, нет необходимости (вроде бы) проявлять изобретательность, смекалку, фантазию, сочинительский дар. Но, вот парадокс, успешность и благополучие в современном быстро меняющемся мире обеспечивается именно такими качествами, а ещё позитивной коммуникабельностью, открытостью, креативностью, физическим и психическим здоровьем.

Становится ли умнее ребёнок, если он к 4-5 годам научился писать( хоть бы и в планшетике или родительском ноутбуке)? Нет. Любого ребёнка легко научить счёту и письму, когда он к этому готов. А готов он, когда у него есть возможность познавать окружающий мир с его социальными отношениям. В 5-7 лет у ребёнка особая готовность к получению максимума информации о жизни и необходимой для жизни. Если он её получает, то в последующие годы эта информация лишь дополняется приобретаемым жизненным опытом. В 5-7 лет на базе приобретаемой информации о жизни в социуме формируются личностные качества и умения в различных видах деятельности. Формируются они родительским примером и возможностью действовать: трудиться, играть, общаться, узнавать мир.

Ведь, по сути, мы готовим своих детей не для школы, но для жизни, и, стало быть, должны мотивировать их на жизненный успех.

Консультация подготовлена педагогом-психологом МБДОУ"Детский сад № 384″
Гараниной Н.С.

Печать E-mail