Страничка учителя-дефектолога

 

Как научить ребёнка различать цвета

15.05.18
Консультацию подготовила учитель – дефектолог: Желтова Е.Г.

Изучение цветов очень увлекательно и родители могут помочь ребенку в этом интересном деле!

Для начала, объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Предлагаю использовать игры для ребенка в изучении цветов.

Игра «Бабочки на цветке»

Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.

Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»

Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»

Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Строим башню»

Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»

Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.

Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

Игра «Все цвета радуют»

Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»

Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».

Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»

Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).

Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»

Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо — радуга»

Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш ребенок будет в восторг!

12 советов по обучению детей чтению

Информация подготовлена учителем-дефектологом
МБДОУ «Детский сад № 384» Желтовой Е.Г.

Все без исключения родители хотят, чтобы его ребенок был самым умным, самым красивым, самым лучшим. И в связи с этим стремятся помочь ему узнавать что-то новое, развиваться, совершенствоваться.

Способности человека поистине огромны, и большинство из них формируется в раннем детстве, именно поэтому сейчас наблюдается модная тенденция раннего обучения чтению.

Прошло то время, когда отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой раньше, и обязанность эта ложится как правило на родителей.

Одни педагоги и психологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет намного легче усваивают информацию, чем 7-ми летние, другие же, напротив, не поддерживают старания родителей как можно быстрее начать обучение своих чад, считают это преждевременным и нарушающим естественное развитие ребенка.

12 СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ

Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать — никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а М.

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева или Букварем Жуковой Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам — то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 7. Когда ребенок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 9. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 10. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно - выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение — это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 11. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное — разнообразие цвета и шрифта.

Совет 12. Главный совет для мам. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы — выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.  

Лечение страхов с помощью чтения детских книг

по материалам Интернет – ресурсов
подготовила Желтова Е.Г.
учитель – дефектолог
МБДОУ №384

Проблема детских страхов рано или поздно встает перед каждым родителем. Ребенок дошкольного возраста уже достаточно зрелый для того, чтобы иметь собственный опыт, знания и...страхи. Как помочь своему ребенку их преодолеть?

Одним из вариантов «посмотреть страху в глаза» является чтение сказок, где пугающее ребенка явление показано в позитивном свете. На первый взгляд, дело кажется сложным, но я предлагаю подборку книг, соответствующую тем или иным детским переживаниям.

Малыши от 1 года до 3 лет чаще всего боятся врачей и болезненных медицинских манипуляций, например, уколов. Прежде всего, следует объяснить ребенку, почему так важно лечиться, если заболел. А на помощь родителям придут следующие книги

  • «Про бегемота, который боялся прививок», Владимир Сутеев. Этот рассказ с говорящим названием, по которому снят одноименный мультфильм, наглядно покажет ребенку последствия его страха перед уколами, ведь, если не сделать прививку, то можно серьезно заболеть!
  • «Доктор Айболит», Корней Чуковский. Классический образ доброго, отзывчивого и всемогущего доктора поможет ребенку взглянуть на людей в белых халатах немного иначе. Подключайте свое положительное отношение к врачам во время чтения, и результат не заставит долго ждать.

Дети от 3 до 5 лет обладают крайне бурной фантазией. Страх темноты и монстров, живущих под кроватью или в шкафу — не что иное, как ее плод. Однако ребенок безраздельно верит в то, что выдает его воображение, поэтому все чаще просыпается ночью с криками, а то и вовсе отказывается спать в своей комнате. Кажется, авторы современных книг позаботились и об этой стороне вопроса, когда создавали свои сказки.

  • «Груффало: сказка в стихах», Джулия Дональдсон. В этой книге маленький мышонок придумывает себе вымышленного друга — страшного клыкастого монстра Груффало, который помогает маленькому зверьку избавиться от врагов. Получается, монстры могут быть не только ужасными, но и очень милыми? Придумайте и нарисуйте с ребенком своего Груффало!
  • «Спокойной ночи, Каролина», Якоб Хайн. Сказка про бесстрашную девочку Каролину взбодрит и вашего маленького трусишку. Оказывается, если под детской кроваткой завелось нечто непонятное и злобное, его можно приручить и сделать другом. У Каролины получилось!

После 5 лет дети начинают задавать серьезные вопросы, а ответы взрослых порождают соответствующие страхи. Так, дети младшего школьного возраста, впервые осознают, что все люди когда-нибудь умрут, и начинают бояться смерти. Книги, которые мы приведем ниже, станут эффективным инструментом в беседе с ребенком.

  • «Книга о смерти», ПерниллаСтафельт. Шведский автор в своей книги разборчиво рассказал обо всем, что связано со смертью и похоронами. Без черного юмора не обошлось, ведь книга предназначена для детей, которые, возможно, не до конца смогут осознать степень серьезности или пострадать от нее
  • «А дедушка в костюме?», Амели Фрид. Эта книга вскрывает глубокие психологические переживания пятилетнего мальчика Бруно, который потерял любимого дедушку. Его сознание терзают непонятные ему зрительные образы и ощущение тягостной пустоты в районе сердца. Ему хочется найти ответы на вопрос, где дедушка, но его родные так непоследовательны в ответах! Если ваш ребенок все-таки столкнулся со смертью близкого, то лучше книги для объяснения всего спектра эмоций — от боли до принятия — просто не найти.

Читайте детям с пользой!  

Советы учителя – дефектолога Желтовой Е.Г.: 9 причин забрать у ребенка планшет

26.03.2017

Электронные устройства делают нашу жизнь намного проще и легче. Мы постоянно на связи с близкими, можем делиться фотографиями, впечатлениями. Можем развиваться и узнавать новое.

Но, к сожалению, не всегда пользование этими устройствами бывает разумным. Особенно когда дело касается детей, которые имеют неограниченный доступ к своим гаджетам.

1. В раннем возрасте начинают формироваться взаимоотношения с людьми

К 2 годам мозг ребенка увеличивается в три раза. Голос родителей, их прикосновения, совместные игры могут помочь ребенку сформироваться именно таким образом, чтобы затем устанавливать нормальные эмоциональные связи с другими людьми. Но у малышей, которые уже в таком малом возрасте имеют доступ к гаджетам, постоянно смотрят мультфильмы, все немного иначе. Их нервная система начинает хуже развиваться, это плохо влияет на концентрацию внимания и восприятие окружающих людей.

2. Без планшета и телефона дети не испытывают зависимости

«Технологии привлекают людей тем, что в виртуальном мире можно бесконечно пробовать что-то новое. Очень сложно отказаться от их использования именно потому, что нет никаких ограничений в удовлетворении своих желаний», — говорит доктор Гэри Смолл, профессор психиатрии и директор Центра долголетия при Калифорнийском институте неврологии.

Одним нажатием на кнопку ребенок может получить желаемое. Именно поэтому он привыкает к смартфону моментально и, в отличие от взрослого человека, не всегда может контролировать себя.

3. Не будет лишних поводов для слез

Если у человека есть привязанность к чему-либо, он раздражается, если у него это отнять. Так происходит в любом возрасте. Поэтому, когда ребенок закатывает истерику, не спешите снова давать ему планшет только ради того, чтобы успокоить. Это принесет лишь временное облегчение.

«Если эти устройства становятся главным инструментом, чтобы успокоить и отвлечь маленьких детей, то каким образом будут развиваться их собственные внутренние механизмы саморегуляции?» — спрашивает доктор Дженни Рэдески.

Лучше постараться успокоить ребенка добрым словом, обещанием сходить погулять или отвлекающей историей.

4. Улучшится сон

Доказано, что использование электронных устройств в вечернее время неблагоприятно влияет на качество сна и плохо сказывается на состоянии на следующий день. Нервная система отдыхает в период 21:00 — 1:00. Однако многие подростки пренебрегают этим отдыхом, заменяя его на более увлекательное времяпровождение. И, к сожалению, менее полезное.

5. Повысится интерес к учебе

Многие родители замечают, что смартфоны постоянно отвлекают ребенка и делают его более рассеянным.

«Эти устройства порой заменяют практическую деятельность, необходимую для развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, которые важны для обучения», — добавляет доктор медицинских наук Бостонского университета Дженни Рэдески.

Видео- и онлайн-игры также способны ограничить творческое воображение ребенка. И не стоит пугаться того, что ребенку, возможно, сейчас скучно. Если ему скучно — значит, есть повод что-то придумать. Именно так у детей развивается способность творчески мыслить.

6. Ребенок станет более общительным

Мы учимся быть вежливыми, стараемся не задевать других людей именно потому, что, однажды обидев кого-то, в памяти навсегда остается образ определенной реакции на наши слова. И со временем становится понятно, что стоит говорить, а что может причинить боль другому. Но, к сожалению, когда мы общаемся онлайн, мы не можем слышать интонацию, не способны увидеть язык тела, выражение лица. Мы не можем почувствовать изменений в настроении человека. Между тем все эти навыки являются основой для установления человеческих взаимоотношений.

«Технологии способны сделать процесс общения проще», — говорит школьный психолог из Бостона, доктор Кейт Робертс. «Но, когда мы имеем неограниченный доступ к такому виду общения, мы начинаем забывать о живых встречах. Некоторые дети вообще стараются избегать естественных проявлений человеческой природы, потому что им так намного легче».

Ребенку необходимо постоянно вживую общаться со своей семьей, со сверстниками, ведь только так он сможет научиться проявлять сочувствие, понимать природу других людей. Только живое общение научит его чувствовать себя непринужденно в компании других людей, что очень пригодится во взрослом возрасте.

7. Физическое состояние зависит от активности

Как правило, если мы пользуемся своими гаджетами, то находимся в статичном положении. И порой несколько часов способны просидеть в одном положении, захваченные происходящим на экране устройства. Стоит ли говорить, что такая малоподвижность может стать одной из причин увеличения веса не только у взрослых, но и у детей.

По данным исследования, дети, которым родители не разрешают выходить в интернет из своей спальни, намного реже страдают ожирением.

8. Естественная детская доброта сохранится дольше

Чем позднее ребенок столкнется с проявлением насилия, тем лучше. Не секрет, что многие видеоигры основываются на принципе борьбы. Злоупотребление такими играми притупляет чувствительность маленького человека к жестокости и может воспитать в ребенке убеждение, что агрессия — это неплохой способ решения проблем.

9. Нет ничего более важного, чем покой ребенка

Огромный поток информации, порой лишней и вредной, делает даже взрослого человека беспокойным. Что же тогда говорить о детях, которые еще менее стойкие к различным волнениям. Кто-то что-то сказал в соц.сети, возможно, как-то унизил, и детский покой нарушен. Ведь намного легче написать, чем сказать в лицо, а значит, увеличивается и вероятность возникновения подобных ситуаций, которые являются огромным стрессом для подростков.

Советы учителя – дефектолога Желтовой Е.Г.: «Чтобы ребенок любил читать книги: несколько приемов»

Книга – это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети используют для самообразования.

Ребенок растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество волнующих открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического , психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей и близких родственников, а также из книг и мультфильмов.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с родителями, ребенок не только узнает что – то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки.

Для детей, которые уже умеют немного читать, но делают это с не охотой есть несложные, но очень яркие методы.

Для начала несколько советов

  • Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – «Ах, прочитай еще хоть одну строчку!» Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.
  • Радуйтесь каждому пpoчитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
  • Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
  • Берите для первого чтения только подходящие книжки – яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.
  • А теперь о маневрах – их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.

МЕТОД 1

Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребенка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребенка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители – две и т. д., постепенно навык чтения прочно закрепляется.

МЕТОД 2

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. У ребенка же с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

МЕТОД 3

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя.

Для того, чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться и быть во всем примером

  1. Чаще говорите детям о ценности книги
  2. Вы – главный пример для ребенка, и если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой
  3. Посещайте вместе библиотеку
  4. Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки в чтении не заостряйте внимания
  5. Чаще устраивайте семейные чтения.

Советы учителя-дефектолога Желтовой Е.Г. «Игры с детьми по обучению грамоте»

по материалам

интернет – ресурсов

МБДОУ №384

1 марта 2018г.

Речь пойдет  о том, какими знаниями, умениями и навыками должны владеть родители, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того,  как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. 
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные. 
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
 Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
 Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р]. 

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
 Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами. Родители должны знать, что:
- звуки отличаются от букв. Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем; 
- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. При написании  давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
-написать букву в воздухе, на столе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
-выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д;
-вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. 

ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
1.Игра «Определи первый звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука начинается слово «айсберг», «лавка» выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука
- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);
- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

2.Игра «Определи последний звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком
- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);
- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

3.Игра «Определи позицию звука в слове»

У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. 
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р]. Согласные твёрдые звуки обозначаются синим цветом, а согласные мягкие звуки – зелёным цветом.

4.Игра «Собери бусы»У каждого на столе «бусины» красного и синего цвета, предлагается определить гласный или твердый согласный звук прозвучал, и обозначить его соответствующим цветом. Звуки: «а», «в», «у»…

5.Игра «Звуковой мячик»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т.е. найдёте пару.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка, необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. 
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. 
 А как же правильно? 
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие. 
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует обучение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на «нет». 
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя. 
Кисть жестко фиксирована.
Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. 
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист. 
 Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами. 
На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки. 

 Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку. 
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках. 
Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д. 
Резать ножницами. 
Делать пальчиковую гимнастику. 
Рисовать узоры по клеточкам в тетради. 
Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Советы родителям - если ребенок не хочет заниматься

 Советы учителя – дефектолога Желтовой Е.Г.:

“Если ребенок не хочет заниматься…” 

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится ходить за ним по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление хотя бы мимолётного интереса. К сожалению, это довольно распространённая проблема. И чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем она стоит всё острее. Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными. 
 
1. Занимайтесь регулярно и в определенное время
 
Регулярность занятий – это залог успеха. Ребёнок должен знать, что пришло время заниматься, значит, пора отложить игрушки и другие любимые развлечения. Детям, которые посещают детский сад, легче настроиться на работу, так как жизнь в детском саду организована по расписанию: свободная игровая деятельность сменяется занятиями и другими режимными моментами. 
 
Домашнему ребенку перестроиться гораздо сложнее, поэтому организация режима дня, соблюдение времени как занятий, так и других режимных моментов (прием пищи, прогулка, сон, игровая деятельность) позволяют существенно улучшить ситуацию. 
 
Нет ничего необычного в том, что поначалу ребёнок будет проявлять недовольство и капризничать. Ему необходимо время, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новым требованиям. 
 
Нужно помнить, что пропуск занятий приводит к тому, что у ребёнка формируется представление о том, что занятия – дело необязательное, и если проявить настойчивость, то родители обязательно пойдут на уступки. 
 
2. Ограничьте время пользования компьютером и просмотр телепередач
 
Компьютер и телевизор являются мощнейшими стимулами, которые способны надолго занять внимание и разум ребёнка. По сравнению с ними другие, более полезные стимулы блёкнут и перестают вызывать интерес. Поэтому не удивительно, что ребёнок, который постоянно сидит у телевизора или играет в компьютерные игры, с большой неохотой берёт в руки книгу или занимается. 
 
Многолетняя практика показывает, что в семьях, где вообще отсутствует телевизор или где он включается на непродолжительное время, дети демонстрируют стойкий познавательный интерес, более высокий уровень интеллектуального и речевого развития. 
 
Следует ограничить просмотр телевизора пятнадцатью минутами в день. Этого времени вполне хватит, чтобы посмотреть мультфильм или получить удовольствие от детской передачи. 
 
3. Организуйте рабочее место для занятий
 
Наличие организованного рабочего места – обязательное условие для проведения занятий. У ребенка должен быть рабочий стол, за которым ему удобно сидеть. Это вовсе не означает, что все время, пока идёт занятие, ребёнок должен проводить, сидя за столом.
Часть заданий можно выполнить на ковре, часть времени можно отдать играм с перемещением в пространстве или использовать речь с движением. Но работа за столом является очень важной, так как она дисциплинирует, приучает сидеть, улучшает концентрацию внимания, формирует волю, закладывает базис последующей учебной деятельности. 
 
Некоторые родители пытаются организовать работу исключительно на ковре или на диване, ходят за ребенком с пособиями или планшетом, пытаясь уговорить его позаниматься. В результате ребенок отвлекается, имеются проблемы с дисциплиной, учебная деятельность формируется с затруднениями. 
 
Работая с ребёнком, не стоит забывать, что на столе должны лежать только те пособия и принадлежности, которые необходимы в настоящий момент для выполнения того или иного задания. После того, как задание выполнено, материал убирается. Наличие посторонних предметов отвлекает ребёнка. Особенно актуально соблюдение этого принципа в отношении детей младшего возраста или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, демонстрирующих “полевое” поведение. В этом случае деятельность ребёнка организовать трудно, так как он берёт все предметы, которые оказываются в поле его зрения. Поэтому можно повысить продуктивность работы, ограничив количество стимулов. Например, выкладывать небольшое количество картинок, предъявлять предметы по одному. 
 
4. Постепенно увеличивайте время занятий
 
Если ребёнку трудно выдержать занятие целиком, то длительность работы на начальных этапах нужно сократить, и только затем постепенно увеличивать время занятия. При этом необходимо соблюдать баланс времени, отведённого на работу за столом и на деятельность с выходом из-за стола. На разных этапах работы это соотношение будет разным. Следует помнить, что выполнение аппликаций, рисование или лепка формируют усидчивость, позволяют удержать ребёнка за столом на достаточно продолжительное время и способствуют концентрации его внимания, а значит, эти виды работ обязательно необходимо включать в структуру занятия на ранних этапах коррекции. 
 
5. Сделайте занятия интересными
 
Часто родители забывают, что интерес ребёнка напрямую связан с содержанием занятия. Если работа дома превращается в рутинное выполнение заданий или упражнений, направленных на тренировку тех или иных навыков, то вряд ли они вызовут интерес. На занятиях ребенок должен удивляться, открывать для себя что-то новое, играть, взаимодействовать с героями игры, сам исполнять ту или иную роль. Поэтому эксперименты (например, с водой, с разными материалами и пр.), настольный театр, сюжетно-ролевые и конструктивные игры, аппликация, рисование должны обязательно включаться в содержание занятий. 
 
Иногда ребенку трудно осуществить перенос свойств реальных предметов на игрушечные образцы или муляжи. Игрушечные помидоры не вызывают интереса, а что делать с пластмассовой тыквой, не очень ясно. Так почему бы не угостить мишку или куклу настоящими овощами, фруктами, печеньем, сушкой или конфетой? Дети с радостью включаются в игру, демонстрируя речевую активность и разделяя с героем трапезу. 
 
6. Используйте поощрения 
 
Поощрения – очень важная часть в работе с детьми. Небольшая награда за старание, хороший результат, усидчивость мотивирует ребёнка. На начальных этапах важно определить, какое поощрение является для ребёнка значимым. Для многих детей значимой является похвала, наклейка, “пятёрка” или иной эквивалент оценки (например, “смайлик”). Однако детей младшего возраста или детей с тяжёлыми нарушениями больше мотивирует получение любимого лакомства или игрушки (например, воздушного шарика). 
 
7. Помогайте ребенку и чаще хвалите его
 
Когда что-то не получается, желание продолжать работу отпадает. Зачастую дети с тяжёлыми нарушениями поначалу не любят заниматься, так как обучение на первом этапе дается тяжело. А никому не нравится преодолевать трудности, хочется, чтобы всё получалось сразу. В это время сложно всем - ребенку, родителю, педагогу. Иногда бывают и слёзы, и валяние на полу. Главное для родителя на этом этапе - не сдаваться и проявлять выдержку. 
Если ребенок видит, что его хитрости не приносят результата, мама никуда не уходит и занятие продолжается, то ему приходится менять своё поведение. Если родители сдаются и фактически прекращают регулярно работать дома, надеясь, что проблему решит логопед, то у ребёнка формируется соответствующий поведенческий стереотип, основанный на манипуляции: чтобы от меня все отстали, я буду плакать, убегать, лежать на полу. В такой ситуации о положительной динамике не может идти речи. 
 
На ранних этапах работы некоторым детям требуется очень существенная помощь. Иногда ребёнок отказывается выполнять задание, не понимая смысл инструкции или не проявляя интереса, сбрасывает пособия со стола, мнёт картинки. Нужно дать понять, что работу следует довести до конца: вернуть пособия на место, выполнить действия с ними, направляя руку ребёнка и сопровождая процесс выполнения задания объяснениями, словами “неправильно”, “правильно”. После чего необходимо обязательно похвалить себя и ребёнка. 
 
Похвала – очень важный момент в работе с ребёнком. Без неё не должно обходиться ни одно занятие. Даже если вам кажется, что хвалить ребёнка не за что, найдите повод положительно оценить его работу. Например, заслуживает поощрения любая попытка неговорящего ребёнка что-либо сказать, даже если это пока не очень получается, или желание работать совместно со взрослым, проявление старания, несмотря на то, что результаты работы пока оставляют желать лучшего. 
 
Иногда родители не понимают, насколько важны для ребёнка слова одобрения и поддержки. Например, мама не задумывается, какие последствия могут иметь её слова, когда, сравнивая рисунок сына или дочери с рисунками других детей, она разочарованно произносит: “У всех лиса красивая получилась, а у тебя опять неизвестно что”. Своей отрицательной оценкой родитель навсегда отбивает у ребёнка желание рисовать. Ведь выполнение рисунка - большой труд для ребёнка: он действительно старался, боролся с собой, пытаясь усидеть на месте, слушал объяснения, пытался совладать с растекающимися красками, придать рисунку красивую форму. Любой такой труд заслуживает похвалы. 
 
8. Не проявляйте излишнюю требовательность и настойчивость
 
Зачастую распространённой ошибкой при работе родителей с детьми является то, что родитель проявляет излишнюю требовательность, пытаясь добиться результата, соответствующего своим ожиданиям. Однако возможности ребёнка в настоящий момент могут им не соответствовать. Например, некоторые родители настойчиво требуют от неговорящего или только начинающего говорить ребёнка повторять за ними слова, словосочетания, фразы. Ничего, кроме реакции негативизма, у ребёнка это не вызывает. В итоге ребёнок замолкает и отказывается заниматься. 
 
Активное повторение можно вызвать в процессе сюжетно-ролевой игры, игр с предметами, выполнения аппликаций или рисунков. Когда ребёнок сосредоточен на игре или творческой работе, фокус внимания смещается с речевых трудностей на интересную для него деятельность, поэтому подражание развивается более активно. 
 
Если ребёнок не может выполнить задание полностью из-за нестойкого интереса, трудностей концентрации внимания или утомляемости, лучше разбить работу на несколько частей. При отказе выполнить задание, его выполняет сам взрослый, показывая ребёнку образец и давая ему возможность поучаствовать. Например, взрослый сам составляет предложения, делая паузы, ожидая, что ребёнок включится в работу: вставит слово или продолжит фразу. В следующий раз к заданию нужно вернуться снова. Ребёнок должен понимать, что любую работу необходимо довести до конца. 
 
Соблюдение этих несложных правил позволит существенно повысить мотивацию, усидчивость, интерес к занятиям и, следовательно, результативность логопедической работы.

Консультация для родителей о правилах выбора образовательного учреждения

Скоро в школу!!!

по материалам Интернет – ресурсов
подготовила Желтова Е.Г.
учитель – дефектолог
МБДОУ №384

Вот и заканчиваются чудесные годы дошкольного детства! Впереди новые впечатления, новые друзья, новая жизнь! Вы идете в первый класс! Как сделать правильный выбор для своего ребенка? Какую школу выбрать? На что стоит обратить внимание, чтобы годы учебы прошли для вашего ребенка с минимальными потерями физического и психического здоровья? Какая школа нужна именно вашему ребенку?

Прежде всего, школа должна отвечать возможностям ребенка – интеллектуальным, физическим и психологическим. Никто не будет отдавать ребенка, который боится воды, в секцию прыжков с трамплина в воду. Также обстоит дело и с выбором школы. Родителям необходимо выбирать школу не по своим амбициям, а с учетом уже сформированных индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок рос в домашней обстановке, для него будет более комфортным класс с меньшим количеством учеников. Также небольшие классы предпочтительны детям, которым требуется индивидуальный подход,которые привыкли , что им объясняют все лично. В больших классах не будут успевать дети, которые в дошкольном возрасте не могли сконцентрироваться на одном виде деятельности хотя бы несколько минут.

Очень важно, чтобы ребенок, поступающий в школу – хотел учиться, не боялся вопросов, был любознателен, умел рассуждать, задавать вопросы, умел адаптировать новую информацию и свой предыдущий опыт. Школа даже с самой хорошо зарекомендовавшей программой обучения, может оказаться бессильной перед ребенком, который не умеет работать в коллективе, который не умеет организовать свою деятельность. Если ребенок плохо изъясняется и на своем родном языке, вряд ли его стоит отдавать в школу или класс, где иностранный язык учат уже с первого класса. Даже если ребенок будет успевать, у него возникнут проблемы билингвизма, когда начинает путаться родная речь и изучаемый язык – в итоге, это скажется на мышлении, а значит, и на усвоении других предметов.

Важный показатель – физическое здоровье ребенка. Нервная система у будущего первоклассника быстро истощается, ему противопоказано углубленное изучение предметов, которые требуют большого количества времени – в первую очередь, это касается иностранных языков.

Несколько советов, которые помогут Вам сделать правильный выбор

1 СОВЕТ: Репутация школы. Послушайте, что говорят родители учеников разных школ. Хотя не к каждому мнению стоит прислушиваться. Есть люди, которые недовольны всем и всегда. Обратить особое внимание на отзывы людей, которые мыслят позитивно. Очень важно, как сами учителя и директор поддерживают имидж школы, в которой работают.

2 СОВЕТ: Зайдите в школу, которую вам посоветовали. Что вы ощущаете? Прислушайтесь к себе. Ваш ребенок будет каждое утро приходить в это здание и проводить здесь много времени.

3 СОВЕТ: Есть ли в выбранной вами школе группа продленного дня для учеников начальных классов? Идеально, если продленка до 16.00 часов. Это значит, что детей покормят, проводят на факультативные занятия, помогут сделать и проверят уроки. Работающие родители могут быть спокойны, что до 16.00 ребенок под присмотром.

4 СОВЕТ: Работают ли при школе какие – либо дополнительные кружки и студии? Это позволит меньше загружать ребенка дополнительными перемещениями после учебного дня.

5 СОВЕТ:Обратите внимание, как педагоги обращаются к ученикам – по имени или фамилии. Это о многом говорит. Учительский костяк школы должны составлять квалификационные педагоги, и они должны много лет проработать именно в этой школе. Понаблюдайте, как ведут себя дети по отношению к учителям: уважительно или с опасением. Если дети улыбаются своему учителю, это замечательно! Дети не умеют улыбаться из вежливости.

6 СОВЕТ: Еще важный момент – есть ли охрана? В идеале первоклассников должны сдавать прямо на руки родителям.

7 СОВЕТ: По какой программе будет заниматься ваш первоклассник? Бывает, что в школе несколько образовательных программ. Выбрать подходящую программу вы можете, почитав отзывы в Интернете.

8 СОВЕТ: Уровень образования. Его характеризует, например, то, что ученики школы традиционно учавствуют в олимпиадах, конкурсах. Узнайте какой процент поступления выпускников в ВУЗы.

9 СОВЕТ: Обратите внимание на расположение школы. В идеале она должна находиться не далеко от дома.

Надеемся, эти нехитрые советы помогут сделать правильный выбор

Как научить ребенка считать

Советы для родителей

Консультация учителя – дефектолога
Желтовой Елены Геннадьевны

Основная задача состоит в том, чтобы превратить се занятия с ребенком в увлекательную игру, которую вы можете организовать где угодно.

Но главным условием обучения – занятия должны быть интересны для ребенка!

Заставляя ребенка учиться чему – либо, вы добьетесь от него только отвращения к обучению.

Считайте предметы, которые вас окружают

Пусть это будет посуда, конфеты в вазочке, яблоки, карандаши, одним словом – все, что видите вокруг.

А чтобы ребенок запомнил как выглядит сама цифра, купите набор цифр на магнитах или просто записывайте их на магнитной доске.

Считайте пальчики

Начиная обучение, покажите ребенку как считать на его пальчиках, можете также и на своих. Превратите появление и исчезновение пальцев в игру – фокус: добавляйте и убирайте пальцы, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.

Картинки и карточки с цифрами и предметами

Для обучения счету ребенка, самое важное чтобы был наглядный материал. Вы можете положить один предмет, объясняя что он один и показывая ему картинку с изображением цифры 1.Не торопитесь, пускай ребенок запомнит сначала счет до 3, затем можно и до 5. Когда он будет уверенно считать в пределах пяти, можете переходить к счету до 10. С помощью картинок с изображением цифр и реальных предметов, ваш ребенок научится не только считать, но и сопоставлять количество предметов с цифрами.

Мультфильмы

Думая, что касается мультиков объяснять и расписывать не нужно. Сейчас много хороших и красочных развивающих мультфильмов, где добрые и интересные персонажи помогут ребенку понять значение цифр и улучшат их запоминание.

Магниты

Купите красивые и яркие магниты с цифрами. Лучше всего прикрепить их на холодильник, тогда ребенок постоянно будет на них смотреть, что поможет ему зрительно быстрее запомнить.

Раскраски

Этот способ помогает ребенку быстро запомнить новую цифру. Рисуйте цифры, с которыми ребенок знакомится, а затем вместе с ним раскрашивайте их. Также можете рядом рисовать интересные предметы или смешных персонажей , тогда процесс обучения будет более веселым и интересным.

Очень многие родители именно этим способом быстро научили ребенка считать до 10. Идя домой или из дома, гуляя в парке, вы можете вместе с ребенком считать их. Шаг за шагом вместе с ним повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек. Результат не заставит себя долго ждать.

Счет на прогулке

Попросите ребенка во время прогулки найти , например, 2 скамейки, 3 дерева, 1 котика. Для удобства можете взять с собой карточки с изображением цифр. Как говорилось раннее – научить ребенка считать не так уж сложно. Превратите обучение в игру и не успеете заметить, как вам ребенок будет уверенно считать. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными.

Занимайтесь с ним каждый день и результат скоро будет заметен!!!

Чем работает уборщица? Веником, совком, тряпкой.
Чем работает сапожник? Молотком, гвоздями.
Чем работает парикмахер? Ножницами, феном, расческой
Чем работает столяр? Молотком, гвоздями, рубанком.
Чем работает каменщик? Мастерком, раствором.
Чем работает водопроводчик? Гаечным ключом, плоскогубцы
Чем работает маляр? Кистью, катком, клеем.
Чем работает фотограф? Фотоаппаратом.
Чем работает штукатур? Мастерком, раствором.
Чем бинтует ногу врач? Бинтом
Чем гребет землю экскаваторщик? Ковшом.
Чем регулирует движение полицейский? Жезлом.

Физминутка

Заводил шофер мотор: дрр,дрр,дрр,дрр.
Нажимал он на стартер: вжик,вжик,вжик.
Накачал он быстро шины: шшш,шшш,шшш.
Сел потом в салон машины.
В руки руль взял поскорей
И поехал побыстрей.

Тема: «Инструменты»

«Сосчитай» 1 топор, 3 топора, 5 топоров.

Нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, ключ, валик, молоток, указка, фен.

«Назови действие» иглой – шьют, метлой…, топором…, мастерком…, валиком – красят, молотком – вбивают, ножом – режут, пилой – пилят, ножницами – разрезают, ключом…, граблями…

Тестовые вопросы, на которые ребенок должен знать ответ

  1. Назови свою ФИО.
  2. Назови ФИО мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик?
  4. Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?
  5. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
  6. Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
  7. Сейчас утро или вечер? День или ночь?  
  8. Когда ты завтракаешь? Вечером или утром? Обедаешь? Утром или днем?
  9. Что бывает раньше – обед или ужин?
  10. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес?
  11. Кем работает твоя мама, твой папа?
  12. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  13. Какое сейчас время года? Почему?
  14. Когда можно кататься на санках? Зимой, летом?
  15. Что делает почтальон, врач,учитель?
  16. Зачем нужны в школе звонок, парта?
  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза,уши?
  18. В какое время с деревьев опадают листья?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких ты знаешь птиц?
  21. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
  22. Что больше 8 или 5?, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, 9 до 2.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Готовность ребенка с ОВЗ к школе

Выступление учителя – дефектолога Желтовой Елены Геннадьевнына родительском клубе «Мы вместе»

Тема: «Готовность ребенка с ОВЗ к школе»

Тема родительского клуба выбрана не случайно.

Приближается тот день, когда ребенок войдет в первый класс.

И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе.

Психолого – педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно – волевой, интеллектуальной, специальной.

С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные изменения – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником» они испытывают потребность а подчинении правилам и хотят заниматься значимым делом.

Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы ….. хотели.

Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности.

Нужно понять нежелание ребенка учиться.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в бучении. И вот 6 мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, ка Вовку».

Сами взрослые запугивают ребенка: «Ну что вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница научит тебя сидеть смирно». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными.

И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Главное и основное – не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий.

Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело – с верой в свои возможности и готовность испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны знать хорошо ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Что должен уметь ребенок самостоятельно к 1 сентября?

  1. Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.
  2. Очень важно приучить к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.
  3. Научите ребенка убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
  4. Ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми.  
  5. Ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается Добро, Дружба, Честность, Порядочность.

Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья.

В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей.

Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры.

Перед школой необходимо установить – режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

Врачи утверждают, что режим дня – лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

Рекомендации родителям «Чем заниматься с ребенком летом перед школой»

  1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, занимайтесь мозайкой, маленькими фишечками
  2. Рисуйте узоры
  3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно 
  4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки сначала крупные, затем поменьше 
  5. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет ребенку ровно держать спину во время письма за партой 
  6. Лепите из пластилина
  7. Покупайте детские жерналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите сходства и различия 
  8. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят сет и задачи. 

Советы дефектолога!

Учитель-дефектолог: Желтова Е.Г.

Советы дефектолога!

Как заниматься с ребенком?

Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельностьтак как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомиться с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребенка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом - специально организованные дидактические занятия.

Как проводить занятия за столом?

Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сядьте за столик таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находиться примерно на уровне его груди.

Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребенку подумать и ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнить часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

  1. Самое первое условие - эти задания должны нравиться вам самим.
  2. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.
  3. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
  4. Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
  5. Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.

Как обучать ребенка в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.

Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.

Просьбы, с которыми вы обращаетесь  к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете.

Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.

Спасибо за понимание и желание сотрудничать.

Печать E-mail